Тогда скажите что есть красота

 Интервью Александра Хакимова для журнала "Hair's How & Beauty", посвященного культуре Индии, Москва, 03.12.14

ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

Часть 2

«Тогда скажите, что есть красота...»

— Мы естественным образом перешли к теме красоты. Скажите, красота в ведическом обществе и в современном мире — это совсем разные понятия, они не могут быть соединены?

— На самом деле это одно и то же. Красота всегда остается красотой, вопрос в том, как ею пользуются. Например, человек красивый, и это хорошо. Но важно, как он этим воспользуется. Умный — и это хорошо. Но как он применит свой ум? Богатый — прекрасно. Но все дело в том, как он использует свое богатство. Красота естественным образом дана нам. Человек вообще красивое, изящное существо. Особенно если у него в сердце есть любовь. У него может не быть особого потенциала внешней красоты, но любовь, одухотворенность делают его очень привлекательным. И если мы освоим такую культуру, в которой будем пробуждать любовь, то красота проявится еще и с внутренней стороны, не только внешне. И она не будет зависеть от всех этих атрибутов — прически, одежды и пр. На самом деле именно эта внутренняя красота — самое важное. Это то, чего мы прежде всего ожидаем, общаясь с красивым человеком — увидеть, что он не только хорошо выглядит, но и внутренне красив. И какое же разочарование, если там ничего этого нет.

— Это ведь характерно сейчас для западной культуры: создать внешний фасад. А ведь еще Н.Заболоцкий писал:

«Тогда скажите, что есть красота,

За что ее обожествляют люди,

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде...»...

— Да, все знают, что красота спасет мир, все говорят об этом. Но мало кто понимает, что красота должна быть во всем: если вы хорошо выглядите, красиво одеваетесь, то и внутри вы должны соответствовать этому.

— Можно ли эту внутреннюю красоту пробудить?

— Нужно. Необходимо это сделать. Вообще, это предназначение человека — пробудить в себе эту внутреннюю красоту, любовь. И она божественна. Все-таки мы употребим это слово — Бог, хотя оно такое страшное сегодня. Но без него никак не обойтись. Это как слово «стоматолог» — пугающее, но без него никак, все равно придется о нем говорить. Бог сегодня — как лекарство, и вопрос опять же в том, как мы им воспользуемся. Если мы злоупотребим дозой, то даже можем умереть. Если вообще не принимать лекарство — тоже умрем от болезни. Нужна правильная дозировка, правильная регуляция: как развивать свое сознание Бога. Иногда религию насаждают сверху или применяют насилие, чтобы продвигать религиозные принципы — это и есть передозировка. Но иногда говорят, что если религия такая, то лучше вообще не нужно никакой религии — это недостаток, тоже плохо. Нужно, чтобы благодаря религии люди становились здоровы и счастливы. Чтобы у каждого была своя религия, благодаря которой он продвигается вперед.

— Как почувствовать свою дозировку, необходимую лично каждому из нас?

— Вот для этого тоже стоит поехать в Индию. Можно, конечно, и здесь найти маленькие «островки» Индии, где люди в одном сообществе не завидуют друг другу. В Индии это одна из главных характеристик общества: очень мало зависти. Поэтому у людей проявляются сверх-способности. И поэтому у индусов очень острое чувство красоты. Они мастера в плане изобразительного искусства, музыки, умения одеваться... Я был на концертах в школе искусств в Южной Индии, где занимаются классическими постановками танцев: «Рамаяны», Пуран, древних и современных историй. Эти постановки идут под живую музыку, в течение трех-четырех часов. Ни одного сбоя, ни одной ошибки музыканты не совершают. Это звучит мастерски, виртуозно и совершенно спонтанно. Знаете, что такое индийская музыка, все эти раги — тона, полутона и т. д.? И мастерство, с которым музыканты играют, завораживает. Просто мистика какая-то, что они творят. И все потому, что у людей нет зависти, они никому не подражают, а находят источник вдохновения в себе. Знаете, как в природе: травинка растет и она получается! Не бывает так, чтобы росла, выросла — и не получилась. Цветок распускается, и он всегда красив, не случалось еще, чтобы какой-то брак вышел в итоге. И мне это напомнило Индию, где люди настолько открытые, одаренные, что творчество проявляется очень естественно, потому что нет конкуренции. Конечно, там тоже есть недостатки, но в сравнении с Западом их творческая спонтанность очень чувствуется. Поэтому так важно посетить Индию хотя бы раз в жизни. Там больше возможностей. Но поехать нужно в святое место. Не туда, где наркотики принимают, не на Гоа.

— То есть истинное творчество свободно от конкуренции?

— Да, именно так. А иначе, как говорят современные художники, это будет просто выпендреж друг перед другом. Творчество — это глубоко индивидуальный процесс, это нельзя с чем-то сравнить или противопоставлять чему-то. Творчество — это выражение любви. Мы не можем результат истинного творчества с чем-то сравнивать, критиковать или отвергать. Ребенок рисует солнце с кривыми, необычной формы лучами, и мы же принимаем это, не сравниваем с Репиным, например. Потому что это спонтанное проявление его творческих способностей. Любое сравнение будет неуместным, потому что это рост, развитие, которое вне всякой конкуренции. В плане творчества Индия меня просто обворожила. Я вообще художник по натуре, и там мой творческий потенциал увеличивается сразу в десятки раз. То, что я делаю в Индии, под влиянием и впечатлением того, что я там вижу и слышу, я не могу сделать в России. Конечно, это очень важное место для паломничества.

 Там пробуждается вдохновение?

— Да. Когда вы видите красоту — оно естественным образом возникает.

— А что это за сила — вдохновение?

— Это когда вы хотите сделать невозможное. Парадокс, да? Обычно невозможные вещи у нас не вызывают вдохновения: «А, это невозможно...» — и мы чувствуем апатию, поскольку это что-то недосягаемое. А в Индии наоборот: когда вы видите невозможное, вы вдохновляетесь и верите, что это возможно, реально создать. Вы смело действуете в этом направлении, и даже что-то получается. Это и называется вдохновение. Без вдохновения мы не можем сделать чего-то ценного в жизни. Это просто будет какая-то оплачиваемая работа, и все. Но самые великие вещи мы делаем только в порыве вдохновения. Что в европейском искусстве самое непревзойденное? Это эпоха Возрождения: архитектура, храмы, картины... Когда Стендаль приехал во Флоренцию и просто услышал о тех ценностях, которые там собраны, он буквально потерял сознание. Это было вдохновение. И сейчас нам очень важно испытывать вдохновение, чтобы возродить какие-то хорошие вещи.

— В современном искусстве трудно найти эту силу вдохновения... Может быть, я ее не вижу?

— Странно, да? В искусстве — и невозможно найти вдохновение, его там не хватает. Почему так? Отсутствие любви. Любовь означает, что вы не делаете это для кого-то, чтобы кто-то обязательно есть оценил. Это естественная, спонтанная сила самовыражения. Вы действуете так, потому что у вас есть любовь, и вы не можете иначе. Я вспомнил Пиросмани, известного грузинского художника. Он же был необразованный, простой, деревенский человек. Он рисовал картины на столовых клеенках. Хозяин заведения был умным и меркантильным, он понимал, что эти картины могут хорошо продаваться. Он ставил художнику тарелку супа, какую-то простую еду и просил нарисовать что-нибудь. Пиросмани рисовал буквально за тарелку супа, не понимая даже, что это имеет какую-то ценность. Потому что ему это просто нравилось. Истинный талант даже не знает о ценности того, что он делает. Талант потом провозглашается, когда это уже дорого стоит. Настоящее искусство в Индии анонимно. Есть известные творческие школы, но художники никогда не подписывали имен под своими творениями. А если и подписывались, то как слуга Всевышнего, такой-то дас (слуга), а не как великий художник. Слуга, который описывает красоту и природу Божественного. Это и есть истинное искусство, и поэтому Индия — такая удивительная страна.

— Получается, что человек не может сам себя признать талантливым...

— А он не знает об этом. Настоящий талант всегда скромен. Более того, он даже не демонстрирует, скрывает свою одаренность. Как говорится: если у целомудренной женщины случайно обнажается какая-то часть тела, она немедленно закрывает ее. Талант сродни этому. Когда его демонстрируют — значит, продают задешево. Это уже потеря способностей, обесценивание. Знаете, каждый человек талантлив, если освободится от чувства выгоды, — абсолютно каждый. Если бы все знали эту формулу — а очень важно, чтобы люди знали эту формулу — конечно же, многое бы изменилось, и очень быстро. Просто полюбить то, что непосредственно со мной связано. С этого нужно начать. Полюбить то место, где я живу, или ту работу, которая у меня есть. Не просто выкачивать деньги или терроризировать близких: «Когда же ты меня сделаешь счастливым». Просто полюбить и делать что-то на основе этой любви. Если каждый это сможет понять — начнется трансформация.

Прослушать всё интервью в аудио формате

"Хождение за три моря", часть 1


0 Поделиться
Источник: http://www.ahakimov.ru/articles/129.html


Закрыть ... [X]

Красота по-женски. Как стать красивой? - Создай себя заново 1407 овал ресничка

Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота Тогда скажите что есть красота