Учитель и ученик отношение между ними

Главное в преподавательской деятельности - установление между учителем и учитель и ученик отношение между ними учеником взаимных доверительных и уважительных отношений, дают возможность передавать знания в непосредственном общении. Для педагога необходимы не только глубокие теоретические знания, почерпнутые им из книг, мудрость и выводы из собственного опыта, но и умение найти у ученика что-то особенное, присущее только ему, а также содействие развитию его способностей, а не сковывая инициативу. Преподаватель любого предмета, и прежде всего социологии, обязан минимум унифицированных знаний, то есть он должен дать основные понятия и суждения, трактовать правила и законы, показать взаимовлияние и взаимодействия социальных явлений, передать приемы работы, а дальше ученики обязаны самостоятельно "развиваться" в нужном для них направлении. В этом им помогает систематическая самостоятельная работа над собой, что способствует усвоению знаний и повышает эффективность обучения. Нужно не забывать выражение немецко-американского психолога, философа и социолога Фромма: "Нельзя сковывать свободу ученика".

Однако, главная задача преподавателя - воспитание ученика, который сам сможет стать учителем и в своем мастерстве даже перерасти его. Тогда Страдивари создаст свою скрипку, а не повторит опыт Амати, Аристотель создаст свою теорию, в чем будет противоречить взглядам его учителя Платона, С. Королев создаст первый космический корабль, подтвердив теорию своего учителя К. Циолковского. История знает многих талантливых учеников, которые пошли дальше своих учителей. Стираются из памяти фамилии учителей, а их воспитанники иногда достигают больших высот и сами становятся учителями. Вспомним таких выдающихся людей, как ученый и писатель М. Ломоносов, физиолог И. Павлов, первая женщина - доктор математических наук С. Ковалевская, украинский писатель Т. Шевченко, советский социальный педагог Макаренко, жизнь и деятельность которых стали образцом для подражания последующих поколений.

Необходимо творческое отношение преподавателя к предмету, который он преподает. Для этого следует, готовясь к очередному занятия, переосмысливать, с чем он должен приходить в аудиторию, способна его лекция, семинар или практическое занятие увлечь студентов, дать им не только новые знания, но и вызвать интерес, побудить к дальнейшему усвоению новых и совершенствования приобретенных ранее знаний.

Огромное значение имеют те учебники и учебные пособия, которыми пользуются преподаватели для подготовки лекций. Так, доктор физико-математических наук, профессор Г. Антонов, оценивая уровень первоисточников для преподавательской деятельности, пишет: "Думаю, до тех пор, пока не появятся труда пользователя просто и понятно, без" кружева ", сплетенных из научных, а то и псевдонаучных терминов, доступные широкому кругу преподавателей, деятельный подход в практике обучения так и будет оставаться на уровне декларативных заявлений "[4, с. 15]. Поэтому перед Министерством образования и науки Украины, Академией педагогических наук Украины возникают серьезные задачи по разработке и изданию современных учебников для высшей школы, которыми смогли бы воспользоваться и педагоги, и студенты.

Каждая лекция, каждое практическое занятие - процесс творческий. А учитель подобен актера, часть своего вдохновения, собственной увлеченности, если хотите - страсти отдает своим ученикам. Он делится с ними своим пониманием окружающего мира, а когда достигает желаемого успеха, ученики не забывают. Отдавая свои знания, умения, навыки, учитель обогащается сам, потому что взаимное общение, понимание и уважение в пользу и учителю и ученику. На сегодня студенчество высокоэрудированный, информированный, любознательный и требовательное и слабых учителей просто не воспринимает. Чтобы прочитать лекцию на высоком интеллектуальном уровне, преподавателю нужно оставить свои нерешенные проблемы дома, прийти в аудиторию с хорошим настроением, независимо от их переживаний и тревог. Его рабочее время, связанный с общением со студентами, должно быть полностью направлен на передачу знаний. Именно поэтому труд учителя - то же, что и труд актера, который иногда должен смеяться на сцене, заряжая своим смехом зрителей, тогда как на самом деле его душа плачет, например, по болезни или потерю родного человека. Истинно сюда подходит выражение: "Смейся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь".

Учитель традиционно был уважаемым человеком в любом обществе, так как является источником знаний и мудрости. Если он авторитетный для молодежи, то становится для нее не просто учителем, а другом и советчиком. Он формирует и воспитывает молодое поколение путем передачи ему знаний, жизненного опыта, мудрости и одновременно является особым примером своего отношения к окружающему миру.

Учителем может быть только тот человек, который достигает высокого нравственного и духовного уровня. Это нужно для того, чтобы быть примером для своих учеников, чтобы постоянно "подтягивать" их до своего уровня. "Учитель - тот, кто распространяет мораль, преподает знания, объясняет правду", - утверждал Конфуций. Вспомним биографию нашего соотечественника, философа-путешественника Г. Сковороды, ведь он не только учил жить по библейским заповедям, но и сам жил по библейским законам. И когда люди видели это, то его примеру действовал на них лучше, убедительнее, чем любая проповедь, любые найблагопристойниши слова.

В современной системе образования недостаточно используется богатый опыт общения учителя с учеником, заложенный восточной традиции, так как считается, что он не принят из-за ориентации на так называемый западный мир. Однако некоторые элементы восточного обучения достаточно универсальны и не просто могут, а должны использоваться в системе современного образования.

Во-первых, в восточной традиции особое место отведено личности учителя, его нравственному состава. Стать учителем -означает занять один из самых высоких ступеней человеческих достижений. Достижения определенной ступени духовного развития позволяет сначала стать учеником. "Достигая высших уровней развития, ученик получает доступ к знаниям более высокого ранга и постепенно сам становится учителем для других. Так происходит освоение и передача мудрости, берет начало с древних времен, через овладение знаний и умений учителей» [123, с. 161].

Во-вторых, восточная школа образования известна особой формой подачи учебного материала, наполненный легендами, сказками, конкретными жизненными ситуациями. Ставя ученика в определенную ситуацию, учитель дает ему возможность почувствовать и осмыслить ее, понять не только умом, но и сердцем. Далее учитель направляет ученика на принятие решения, что может понадобиться ему в дальнейшей практической деятельности.

Каждая наука (математика, химия, социология, медицина, астрономия, психология или демография и т.д.), говоря об окружающем мире своим языком, по-своему подходит к пониманию его гармонии. Все эти науки не противоречат и не противопоставляют законы развития окружающего мира, а подчеркивают его взаимозависимость, универсальность, единство картины. Так, например, "целью обучения социологии должно стать понимание гармонии мира, возможности установить гармоничное общение с этим миром, постижение этой гармонии через все пласты мировой культуры" [123, с. 156].

В связи с этим вспоминается высказывание известного ученого Р. Феймана (автора замечательных лекций по физике), адресованное студентам: "Я не ставил себе целью подготовить вас к каким экзаменам или даже к работе в промышленности и в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогла оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о нем, что, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи! ".

Философы воспринимают красоту окружающего мира через призму философских рассуждений о проблемах создания Вселенной, возникновение и развитие жизни на Земле, отношений материи и сознания. Они ищут смысл жизни, занимаются проблемами счастья, удовлетворения в творчестве, саморазвитии и самореализации личности. Философы подарили миру основные законы развития общества, стали общими для всех наук. Вот почему философию называют наукой наук.

Историки узнают гармонию мира через изучение социальной реальности прошлого, ищут причины и выявляют закономерности прошлых исторических событий, связывают прошлое с настоящим, делают серьезные выводы о развитии цивилизаций и т.

Задача социолога сложнее. Он, раскрывая красоту и гармонию физического мира, имеет глубоко проанализировать проблему и противоречия социального устройства общества, его структуру и пути преобразования, причины социального неравенства, проблемы в отношениях разных социальных групп. Социолог обязан доказать, что за внешней гармонией физического мира стоит сложный мир межличностной, межгрупповой коммуникации, сложные отношения различных социальных групп и сообществ, столкновения несовместимых интересов и потребностей, неразрешимых противоречий и конфликтов, которые могут сопровождаться даже открытыми беспорядками и такими негативными социальными явлениями, как революции и войны.

Вводить в этот сложный социальный мир учеников учителю нужно постепенно, по мере изучения сначала основ социологии, изложенных в курсе общей социологии, а также истории социальных теорий и учений, а уже потом специальных социологий, в том числе и социологии образования.

Этот принцип перехода от простого к сложному - характерная черта изучения любой науки, универсальное требование образования.

Очень важно понимание учителем своего ученика. К сожалению, существенным недостатком современного человечества является отсутствие умения слушать и понимать "не свое", толерантно относиться к чужому и, наоборот, "талант" преобразовывать с удивительным упорством "чужое во враждебное". Так сказал М. Кесада, президент Международной федерации философских обществ на Всемирном философском конгрессе в 1993 г.. [72, с. 3].

Как свидетельствуют социологические исследования, на старших курсах активность студентов иногда снижается. Скорее всего, это является следствием неправильных установок в обучении и неоптимальных форм общения учителя с учениками. Вот почему современный подход к образованию, особенно в высшей школе, требует огромной самоотдачи учителя, его постоянной работы над собой. Если преподаватель потеряет способность постоянно учиться самому и передавать новые знания студентам, то он постепенно деградирует как личность и в итоге может потерять свой авторитет, что сделать гораздо легче, чем потом его приобретать. Авторитет - свойство переменная, его нужно постоянно поддерживать.

Можно выделить и социальный аспект нарушений оптимальных форм общения учителя и ученика. Современная социальная реальность транзитивного общества Украины, крайне низкая заработная плата учителя в школе и преподавателя в вузе побуждают последних увеличивать учебные часы, не оставляя времени на самоподготовку и совершенствования учебного процесса. Постепенно преподаватель высшей школы превращается в обычного "урокодателя". Где уж там творчество и новаторство! На это у него просто нет ни времени, ни сил. "На педагогов смотрят то как на репетиторов, которые обучают студентов основным навыкам, то как на профессионалов, которые отвечают за всестороннее развитие студента.

В конечном итоге важно не столько определение, сколько качество такой подготовки педагогов, даст им возможность расширить круг своих обязанностей »[196, с. 75]. Английские социологи обратили внимание на изменение отношения общества к образованию как источника позитивных изменений: период разочарования общества в образовании меняется оптимистичным к ней отношением. "На стадии оптимизма (период подъема и процветания экономики) происходят события, свидетельствующие о позитивном отношении общества к образованию, на стадии разочарования (периоды спада и застоя) - о негативном. В период процветания наблюдается высокая оценка обществом труда педагога, появляется много известных и уважаемых всеми педагогов. В момент перехода от периода спада к периоду застоя на фоне ужесточения реакции появляются "элитарные" новаторы. Государство оказывает на них ставку и начинается повсеместное внедрение их опыта. Постепенно избранные лидеры отрываются. После этого меняется модель управления образованием »[196, с. 76].

Нельзя проявлять насилие над личностью педагога. Когда общество в целом находится на стадии поиска форм общественного развития, когда происходит кризис экономической, политической и социальной систем, то очень часто появляются различные школы и учения, новые методы, в том числе и в образовании.

Присущие Украины и такие явления, когда каждого учителя школы и педагога высшего учебного заведения обязывают перенимать приемы и методы кого-то из своих коллег, работа которых была официально признана передовой и прогрессивной.

К процессу переобучения подключали даже СМИ, в том числе и телевидения. В этих случаях редко учитывались особенности педагога, несмотря на то, что одни навыки могли быть им усвоены, а другие были для него неприемлемыми и даже далекими. То, что в устах одного педагога звучит естественно, в устах другого - напряженно и даже фальшиво. Но необходимо было неуклонное внедрение методов, признанных передовыми в сфере образования. Этим каличилася личность преподавателя, сковувалася его инициатива, ломались стереотипы его мышления, что вызвало глухие нарекания и недовольство преподавательской деятельностью в целом.

Экономический кризис и нестабильность экономики, как правило, сопровождаются жестким контролем над деятельностью различных учреждений, социальных служб, бюджетных организаций и, конечно же, учреждений образования. Массовые и частые проверки учебного процесса в школах и высших учебных заведениях редко дают положительные результаты, а вот негативные проявления очевидны: отражается охота к творческому подходу в преподавании, утверждается официально признана идеология, страдает плюралистический подход к решению различных проблем, преобладает конформизм, становится приоритетным догматизм, а отсюда недалеко и до преследования инакомыслящих.

Все должно быть в меру. Нельзя внедрять что-то новое, не проверив это практикой, но нельзя и сковывать новаторство педагогов, нельзя без конца контролировать и запрещать, нужно уметь и поощрять, и видеть то новое, что создает сама жизнь, что принято и стало даже нормой педагогической деятельности.


Источник: http://studbooks.net/26381/sotsiologiya/otnosheniya_uchitelem_uchenikom


Закрыть ... [X]

Культура взаимоотношений на уроке между учителем и учениками - allWomens Аллергические признаки на коже

Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними Учитель и ученик отношение между ними